Главная » Информация » Программа развития туризма в Приморском крае

Программа развития туризма в Приморском крае

Автор: root от 9-07-2013

 

Программа развития экологического туризма в Приморском крае

на базе особо охраняемых природных территорий

 

В паспорте к государственной программе Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края сказано: «По итогам реализации Подпрограммы планируется увеличение численности граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения, увеличится в 3,6 раза до 2873 тыс. чел., численность иностранных граждан, въезжающих в Приморский край с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения, возрастет в 24,1 раза, что составит 2127 тыс. чел. Объем привлеченных инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) возрастет в 3,1 раза и составит к 2017 году 7110,9 млн. рублей».

 

К сожалению, из содержания программы не совсем понятно, что будет являться столь привлекательным для иностранных граждан на территории Приморского края, чтобы побудить их сюда приехать с туристскими целями.

Работая в областях сопряженных с туризмом более 20 лет, имея пятилетний опыт работы национального парка, понимаем, что выполнить такую задачу в столь сжатые сроки крайне сложно. Предлагаем учесть и дополнить Программу с целью ее реализации в указанные в Программе сроки ниже приведенные соображения и предложениямиприменительно к развитию экологического и культурно-познавательного туризма, целью которых является обеспечение многократного увеличения туристического потока, прежде всего за счет развития въездного туризма.

В Программе сказано: «Задачей программы является:

 

создание условий для системного развития секторов оздоровительного, экологического, пляжного, культурно-познавательного, сельского, делового, развлекательного туризма и автотуризма».

 

Комментарии.

Оздоровительный туризм. В Приморском крае действительно имеется значительный потенциал лечебно-оздоровительных ресурсов с высокими показателями бальнеологических свойств. Сюда относятся не столько минеральные источники, сколько месторождения экологически чистых грязей, прежде всего месторождение Ясное в районе залива Посьета. Данные ресурсы используются слабо, зачастую нерационально, имеются случаи неграмотной эксплуатации, приводящей к утрате полезных свойств ресурсов. Одновременно, необходимо учитывать, что в близ расположенном Китае имеется развитая сеть оздоровительных услуг с достаточно низкими ценами и высоким качеством сервиса.

Вывод: Направление будет развиваться. Его развитие будет ориентироваться и в будущем преимущественно на российских граждан.

Предложение: необходима государственная поддержка организации курорта международного уровня основанного на использовании морских грязей залива Посьета. При правильной организации и достаточном уровне инвестирования средств здесь возможно создать курорт с емкостью в сотни тысяч отдыхающих в год, включая иностранных граждан, при сроке действия курорта в сотни лет.

Деловой туризм. Его объем зависит от инфраструктуры, политики страны, других внешних факторов. Это направление туризма связано с увеличением потока приезжающих иностранных граждан. Направление будет развиваться. Но его рост не может измеряться сотнями процентов за ограниченное количество лет.

Вывод – данный вид туризма требует дальнейшего стабильного инвестирования. Прежде всего за счет реализации частных бизнеспроектов (частных инвестиций).

Пляжный отдых и пляжная рекреация. Данный вид туризма быстро развивается в Приморском крае. Вместе с тем, он направлен на удовлетворение потребностей российских граждан (внутренний туризм). Ожидать резкого увеличения потока туристов здесь уже невозможно.

При рассмотрении перспектив развития этого вида отдыха необходимо учитывать следующие особенности:

- на настоящий момент основная часть бухт побережья с приемлемыми климатическими условиями (температура воды за счет прогреваемости и течений) уже освоена или на начальной стадии освоения.

- за пределами России имеются огромные ресурсы для развития этого направления отдыха. Потребительские свойства этих ресурсов выше, чем у российских (климатический фактор). Эти ресурсы быстро осваиваются. Здесь создана хорошая инфраструктура отдыха.

- улучшение сервиса российскими предпринимателями за счет развития инфраструктуры неминуемо приведет к росту цен на услуги. Эти цены могут расти лишь до предела конкурентоспособности с аналогичными услугами за пределами России с учетом транспортных расходов. Российские граждане с достатком выше среднего уже зачастую предпочитают отдых в других государствах, где соответствие цены и качества туристских услуг значительно выше, а климатические условия значительно превосходят Приморские.

- Иностранные граждане не заинтересованы в развитии данного вида туризма в России.

-Российские граждане, отдыхающие на побережье Приморского края в большинстве своем не склонны к пользованию дорогостоящими услугами.

Вывод: вложение государственных средств в развитие инфраструктуры пляжного отдыха вероятно, не позволит существенно увеличить поток туристов и не приведет к желаемым результатам..

 

Предложение: Дайвинг – направление пляжного отдыха сопряженное с подводным плаванием. В Приморском крае пока развит весьма слабо. Учитывая, что Японское море в целом и море у побережья Приморского края в частности, имеют глобальное значение в сохранении морского биоразнообразия, что в Желтом и Южно-Китайском морях подводный мир значительно беднее, данное направление является весьма перспективным для въездного туризма. Вместе с тем, в силу специфичности направления, ожидать огромных потоков иностранных туристов здесь не приходится. Вывод: необходима определенная поддержка небольшого числа баз, имеющих развитую инфраструктуру, располагающихся вблизи абрадируемых мысов, связанных хорошими автодорогами с городами.

Развлекательный туризм. Расположение Приморского края, определенные запреты, имеющие место быть в сопредельных государствах, могут позволить развить данный вид отдыха в Приморье, о чем говорится в Программе.

Вывод: количество отдыхающих иностранных граждан зависит от многих факторов (прежде всего от действующего законодательства), зачастую определяемых на уровне государства.

Культурно-познавательный туризм это, прежде всего, экскурсионные туры с посещением памятников истории и культуры, памятников природы, располагающиеся вблизи городов. Объекты показа, как правило, имеют районное или краевое значение. Объектов показа с глобальной значимостью крайне мало. К ним относится Владивостокская крепость. Но она находится в состоянии продолжающегося разрушения объектов показа. Отдельные археологические памятники средневековья также имеют межрегиональное и международное значение. Но они, за редким исключением, совершенно не оборудованы для показа. Для иностранных туристов эти объекты в настоящее время почти не доступны. Многие объекты культурно-познавательного туризма входят как элементы показа в многодневные туры по краю. Повсеместно наблюдается деградация объектов культурно-познавательного туризма.

Вывод: необходимо незамедлительно составить реестр объектов культурно-познавательного туризма, определить их значимость (местного, регионального, общероссийского, международного значения), взять под государственную охрану и привести в надлежащий для показа вид.

Сельский туризм для России новая форма туризма, находящаяся на зачаточной стадии развития. Данная стадия может продлиться еще весьма долго, что связано с культурными традициями и менталитетом российских туристов и принимающих их сельских жителей. Для данного вида туризма не характерны большие потоки. Трудно ожидать привлекательность данного вида туризма для иностранных граждан, хотя показ быта переселенцев – первопоселенцев в Приморском крае для них, возможно, будет интересен как объект культурно-познавательного туризма.

 

Вывод: вложение государственных средств в развитие инфраструктуры сельского туризма, вероятно, не даст желаемого результата в увеличении потока туристов.

Автотуризм в Приморье развит весьма широко. Это обусловлено тем, что количество автомобилей на душу населения у жителей края одно из самых высоких в России. Большинство автолюбителей ездят не только внутри своих населенных пунктов, но и выезжают на дороги краевого и федерального значения с целью отдыха и туризма, становясь тем самым, автотуристами. Для развития этого вида туризма не требуется прямых инвестиций в туризм. Вместе с тем, требуется неуклонное улучшение состояния дорог и их дорожного покрытия. Например, есть дороги межрайонного и краевого значения по которым в настоящее время невозможно вообще проехать, но которые указаны в атласе автомобильных дорог СССР. Требуются также послабления в виде льгот для инвесторов в придорожную инфраструктуру и упрощения выделения под нее земельных участков.

Сейчас быстро развивается международный автотуризм. Российские автотуристы также начинают осваивать дороги соседних государств, включая КНР. В Китае идет бурный рост числа частного автотранспорта, в том числе высокопроходимого. То есть налицо большая вероятность в недалеком будущем иметь на дорогах Приморского края тысячи китайских автотуристов со всеми вытекающими последствиями. Необходимо продумать государственную и региональную политику по данному вопросу.

Вывод: развитие автотуризма требует детальной проработки на государственном и краевом уровне.

Естественно, деление на указанные в программе и проанализированные выше виды туризма условны. Например, в ходе делового тура иностранный или российский турист может участвовать в культурно-познавательном туре и принять участие в туристской развлекательной программе.

 

2. Предложения по развитию экологического (природно-ориентированного) туризма

Говоря об экологическом туризме необходимо понимать, что есть точные определения этого направления туризма. Но термин стал общепринятым, полностью лишившись своего смыслового содержания, в котором говорится о познавательной части туризма, его «безвредности» для природной среды и «полезности» для местного сообщества. Обычно под экотуризмом сейчас понимается отдых в природных условиях.

Необходимо подчеркнуть, что спрос в мире на услуги природно-ориентированного туризма растет ежегодно на 20-30%. Такими же темпами этот вид туризма растет и в России. Согласно журналу Forbes Traveler в списке легендарных маршрутовна третьем месте находится железнодорожный маршрут - путешествие из Китая в Россию по Транссибирской магистрали. То есть на сопредельной территории этот вид туризма развивается настолько активно, что уже стал одним из мировых лидеров. В Китае, всего приблизительно в 200 км по прямой от г.Владивостока на базе национального парка Чанбайшань идет развитие природно-ориентированного туризма настолько большими темпами, что для его обеспечения строится международный аэропорт. Между тем, участок леса, предназначенный для показа туристам весьма небольшой – первые десятки тысяч га.

Весь мир, наряду с Майн Ридом и Фенимором Купером читал и видел на экранах уссурийскую тайгу Арсеньева. Его книги переиздаются в Европе и в настоящее время (например, в Польше в 2009 г.). Многие иностранцы готовы приехать чтобы ее увидеть, если им предоставить определенные гарантии сервиса и безопасности. В сопредельных странах (Япония, Китай и Республика Корея) территория в основном настолько урбанизирована, что жители этих стран уже не представляют как выглядит первозданный ландшафт и лес в частности.

Приморский край занимает первое место в России по биологическому разнообразию. Для его сохранения здесь созданы 6 заповедников и 3 национальных парка. Нет в России другого региона со столь развитой системой особо охраняемых природных территорий федерального значения. По непонятным причинам в Программе развития туризма эта система как огромный потенциал развития экологического туризма не нашла должного отражения. При этом руководство страны понимает роль экологического туризма. «Необходимо создать правовые рамки для развития рекреационной и туристической деятельности национальных парков» (06.12.2010 г., выступление В.В.Путина на межрегиональной конференции "Единой России", посвященной Дальнему Востоку). На Дальнем Востоке «по сути, нет туристического бизнеса, а ведь экологический туризм имеет огромное познавательное и нравственное значение, воспитывает уважение к природе, рождает чувство гордости за свою страну», - заявил Путин. http://www.votpusk.ru/newsredir.asp?ID=56

Таким образом, можно утверждать - в Приморском крае есть что показывать и где показывать. При создании необходимой инфраструктуры и рекламе турпродукта появится востребованность на международном уровне и число туристов может составлять значительно больше 1 миллиона в год.

Одна из проблем у турфирм, ориентированных на внутренний туризм – быстро меняющаяся ситуация. Для того чтобы «раскрутить» маршрут нужны годы. За это время вблизи туробъекта могут пройти масштабные рубки леса, могут создать полигон твердых бытовых отходов (как на перевале Венюкова-Пржевальского), могут передать участок в частные руки и т.д. Отсюда нежелание турфирм вкладывать деньги в обустройство туробъектов. Иностранные туристы и туристы из центральных регионов России не поедут в Приморье смотреть лишь одну Владивостокскую крепость или одну тайгу. То есть необходим комплексный подход. Необходимо разработать несколько маршрутов, включающих совершенно разные ландшафты, например, морское побережье Хасанского района, лотосы озера Ханки, первозданную тайгу на самой красивой реке края Милоградовке, горные вершины хребта Сихотэ-Алинь… Плюс к этому этно-культурные объекты, позволяющие познакомиться, пусть очень поверхностно, с аборигенами – удэгейцами, нанайцами; историко-археологическими объектами, например, Владивостокской крепостью или средневековыми городищами (но в крае нет ни одного реально обустроенного). При этом обязательным необходимым условием должна быть стабильность состояния ключевых (значимых) туробъектов. Для этого они должны иметь особый статус, например, статус особо охраняемых природных территорий. Он обеспечивает наличие хозяина – лица, отвечающего за состояние объекта, его обустройство для туристов (далее - администрации объектов).

Каким же образом создать туристический поток въездного туризма? Необходимо создать несколько закольцованных маршрутов. Они должны быть рассчитаны на 4-7 дней. Они должны замыкаться на морские порты, доступные для крупнотоннажных пассажирских судов. Маршруты должны включать разнообразные ландшафты. Маршруты должны видоизменяться в зависимости от сезона. После выбора маршрутов необходимо максимально благоустроить эти маршруты, то есть дороги должны быть хорошие, с твердым покрытием, обустроенные для движения потока туристических автобусов. От каждого порта должен отходить один закольцованный на него маршрут. Учитывая емкость туристических лайнеров, можно предполагать, что в одном порту с лайнера по одному маршруту поедет лишь часть туристов, тогда как другая часть поедет по другому маршруту на следующий день из другого порта, куда лайнер перейдет за ночь. Необходимо понимать, что когда в порт подойдет пассажирский лайнер с туристами сразу возникнет необходимость отправить тысячу (несколько тысяч) туристов на автобусах по маршруту. То есть одновременно должны быть задействованы многие десятки комфортабельных автобусов. Для увеличения емкости маршрутов группы туристов будут двигаться по кольцевому маршруту навстречу друг другу, пересекаясь в пути приблизительно посередине. Для них должны быть оборудованы места показа (второстепенные туробъекты) по пути следования - на маршруте, где должны быть построены просторные парковки и многочисленные большие туалеты. На перевалах должны быть оборудованы видовые площадки. Каждый маршрут должен иметь ключевые (знаковые) туристские объекты, желательно 2 – 3 на каждый маршрут. Эти объекты должны быть в стабильно отличном состоянии, то есть охраняться. Лучший способ такой охраны, апробированный мировым опытом – нахождение этих объектов в составе особо охраняемых природных территорий, таких как национальные парки и заповедники. При этом предполагается, что гостиничная инфраструктура располагается в непосредственной близости от границ национальных парков и заповедников. Аналогичная ситуация наблюдается в национальных парках США, где у «ворот» национальных парков развились городки полностью нацеленные на оказание услуг туристам. Схожая ситуация наблюдается и у ворот национального парка «Чанбайшань». То есть посещение ключевых объектов осуществляется в режиме экскурсии, то есть без ночлега. При этом большие комфортабельные автобусы могут оставаться у гостиничного комплекса у «ворот», а передвижение по дорогам национальных парков и заповедников осуществляться на микроавтобусах, которым легче двигаться по извилистым дорогам. При этом будет задействовано до сотни таких микроавтобусов. Таким образом, каждый маршрут должен включать не менее двух ключевых (знаковых) объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и не менее 4 второстепенных туробъектов по пути следования из расчета по 2 таких объекта на каждый день движения к ключевым объектам и обратно. Учитывая сезонность показа многих объектов, необходимость их содержания в должном аттрактивном виде, их количество должно быть, по крайней мере, вдвое больше. Некоторые такие объекты будет необходимо просто создать в нужном месте. К таким объектам, которые можно создать там где необходимо, относятся, например, вольеры для содержания диких животных тайги, парки бабочек или птиц и т.д.

Должна быть налажена система питания. Основной упор здесь будет на гостиничные комплексы и на придорожные кафе у туробъектов.

Должна быть налажена диспетчерская служба, главной задачей которой будет недопущение прибытия в один гостиничный комплекс сразу двух потоков туристов, несоответствующих емкости комплекса, а также разграничение по времени нахождение потоков туристов на туристских объектах и пунктах питания.

Должна быть налажена устойчивая система связи, включающая основную и дублирующую.

Должна быть налажена система заправки автобусов.

Естественно, должна быть налажена система продажи сувенирной продукции, а следовательно, ее изготовление. Они должны продаваться как на территории туробъектов (ларьки и киски) и в гостиничных комплексах (магазины сувениров).

В перерывах между заходами лайнеров система маршрутов будет обслуживать внутренних туристов, прежде всего из других регионов.

Во всем мире, одной из главных достопримечательностей, привлекающей туристов, являются не столько красивые пейзажи, сколько возможность увидеть диких зверей в их естественной среде обитания. Поэтому здесь особую роль играют именно заповедники и национальные парки, то есть обширные территории с полным запретом охоты. Необходимо исключить возможность подранков хищных животных на сопредельной территории, так как раненые хищники могут представлять угрозу для безопасности туристов.

Создание гостиничных комплексов, пунктов питания, автозаправок можно сделать преимущественно за счет частных инвесторов.

Главной задачей для реализации этого проекта является строительство новых и реконструкция существующих автодорог. Решить ее без участия больших капитальных вложений государства невозможно.

Реализация проекта приведет к созданию большого количества рабочих мест: строители и дорожники, работники гостиничных комплексов, повара и официанты, водители, работники автозаправочных станций, мастера по производству сувенирной продукции и т.д. Для обеспечения питания сотен тысяч туристов потребуется производство огромного количества огородной продукции, молочной продукции, яиц, меда и других продуктов местного производства. Необходимо подчеркнуть, что прямая выручка от туризма согласно мировой практики, намного меньше сопутствующего эффекта от него, так называемый мультимедийный эффект. Например, органы местного самоуправления во всем мире получают огромное увеличение прибыли за счет различных отчислений и налогов от резкого увеличения количества услуг и продаж.

При этом необходимо решить проблему ценообразования - соотношение цена – качество услуг не должны отпугнуть зарубежных и российских туристов и не ориентировать их на отдых в дешевых странах Юго-Восточной Азии.

Полноценный туристический продукт подразумевает логически выверенное и сбалансированное сочетание информации всех направлений, что позволит обеспечить достижение главной цели туризма – удовлетворить познавательные потребности отдыхающего посредством получения интересной информации о природе, истории и культуре посещаемой местности.

Определенной проблемой является истощение трудовых ресурсов непосредственно в районах проектируемого развития туризма. Не имея перспектив роста большинство способных кадров уезжают из районов на стройки или в города. То есть развитие туризма, создание новых рабочих мест, где требуется использование интеллектуальных возможностей, на первом этапе наверняка столкнется с нехваткой кадров. С другой стороны оно приведет к уменьшению миграционного потока молодежи из районов развития въездного туризма в города.

В случае принятия данной концепции развития туризма можно более углубленно развивать варианты кольцевых маршрутов и соответственно системы дорог.

 

 

Директор национального парка «Зов тигра», кандидат г-м наук Берсенев Ю.И.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий